Совместный инновационно-исследовательский центр "Восток" (СИИЦ "Восток") Печать
sapojnikov

Руководитель - Сапожников Алексей Анатольевич (д.э.н., к.т.н., профессор, зав. кафедрой ГиМУ)

Адрес: 665709, Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск, ул. Макаренко 40, Братский государственный университет, 3 корпус, ауд. 3415

Тел.: (8-3953) - 32-54-62

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

График работы:

понедельник – пятница
с 8.00 до 17.00 для мужчин, с 8.00 до 16.12 для женщин;
обеденный перерыв с 12.00 до 13.00

О подразделении

В августе 2012 года ФГБОУ Федеральное государственное бюджетное образовательное   учреждение   высшего профессионального образования "Братский государственный университет» (далее – Университет) и Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее – Институт) с целью проведения совместных научных исследований, обмена опытом, а также осуществления работ, связанных с подготовкой кадров высшей квалификации заключили сроком на 5 лет договор о создании совместного инновационно-исследовательского центра «Восток» (далее – Центр) в составе двух подразделений, представляющих Институт и Университет.

Представительство Института в совместном Центре осуществляет сектор экономической и научно-технологической политики, представительство Университета осуществляет Центр муниципальных системных исследований кафедры «Государственное и муниципальное управление».

Деятельность Центра имеет открытый характер, интегрирующий научный потенциал Института и Университета, в сфере социально- экономического развития проблемных территорий Дальнего Востока и Байкальского региона. Центр участвует в реализации Программы развития инновационной инфраструктуры Университета «Формирование единой инновационной среды севера Иркутской области и зоны Байкало-Амурской магистрали», а также в инновационном развитии Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

- проведение фундаментальных исследований по проблемам региональной экономики и прикладных исследований проблем социально- экономического развития территорий Хабаровского края и Иркутской области, других субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов;

- оказание консультационных услуг органам власти и управления субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, а также муниципальных образований регионов;

- выполнение исследовательских работ по заказам бизнес-структур регионов; разработка спецкурсов для подготовки и переподготовки специалистов регионов;

- организация и проведение научных симпозиумов, коллоквиумов, «круглых столов» и других мероприятий по тематике исследований Центра, подготовка и публикация результатов совместных исследований.

Договор о создании Центра подписали ректор Университета д-р техн наук, профессор С.В.Белокобыльский и директор Института академик РАН П.А.Минакир.

Северо-Иркутская территориально-производственная зона федерального значения

 Дальнейшее (постсоветское) развитие муниципальных образований Иркутской области, по территории которых проходит западный участок Байкало-Амурской магистрали было и остается для федеральных и региональных органов власти одной из важнейших задач федерального значения.

Ее решение предусмотрено во всех без исключения Стратегиях и Программах социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Основными из них являются:

1) Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утв. расп. Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р) /1/;

2) Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утв. расп. Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р) /2/;

3) Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (Закон Иркутской области от 31.12.2010 N 143-ОЗ) /3/.

В этих документах отсутствует прямое определение рассматриваемой территории, однако вводятся понятия более обширных территориальных образований:

1)версия Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года /1/: Северный пояс развития; Промышленный регион – Иркутская область; Северо-Иркутская территориально- производственная зона федерального значения; Братско-Усть-Илимский комплекс; Ленско-Ангарский комплекс;

2)версия Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года /2/: Северо-Сибирская индустриальная зона; зоны опережающего экономического развития - Братско-Усть-Илимская промышленная зона и Ленско-Ангарское Прибайкалье;

3)версия Программы социально-экономического развития Иркутской области 2011-2015 гг./3/: Северный пояс развития; Северо-Сибирский индустриальный пояс; вторая зона опережающего развития Иркутской области (территория, расположенная в зоне Байкало-Амурской магистрали и к северу от нее).

В результате анализа содержания названных понятий нами было выбрано наименование, используемое в /1/ - «Северо-Иркутская территориально-производственная зона федерального значения», которая включает «Братско-Усть-Илимский» и «Ленско-Ангарский» территориально-производственные комплексы.

Как известно, понятие «территориально-производственный комплекс» было введено в теорию и практику планирования размещения производительных сил, еще в конце 1964 года специалистами Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР (г.Новосибирск) /4/. Но и сегодня мы не видим причин от него отказываться. Кроме того, оно вполне сочетается с более обширным и менее интегрированным понятием «территориально-производственная зона».

Одной из современных особенностей пространственной (региональной) экономики является оперирование административно-территориальными образованиями различного уровня в соответствии с федеративными устройством Российской Федерации, которые рассматриваются как макроэкономические (Российская Федерация в целом) и мезоэкономические (первого уровня – субъекты Российской Федерации, второго уровня – муниципальные образования) системы. В качестве микроэкономических систем в этом ряду выделяются отраслевые предприятия (предприятия, организации и учреждения).

Такой подход делает основной единицей современного пространственно-экономического деления – муниципальные образования. Как известно сегодня различают четыре вида муниципальных образований: городские округа (города субфедерального значения), муниципальные районы, городские поселения (города районного значения) и сельские поселения (отдельные населенные пункты или их группы). Муниципальные образования этих видов являются полностью самостоятельными и имеют собственную территорию, имущество, население, органы власти и бюджет. Однако, учитывая уровень развития и административное значение городских округов и муниципальных районов эти виды муниципальных образований выделяют в первый уровень муниципального деления. Второй уровень составляют городские и сельские поселения.

Используется также понятие географическая территория муниципального района, на которой располагаются муниципальные образования других видов. Собственно административной территорией муниципального района является межселенная территория в его географических границах.

Таким образом, использование муниципального подхода в исследовании пространственных экономических систем сегодня является объективной необходимостью и обеспечивает возможность учета как территориальных (пространственных), так и административных особенностей их функционирования и развития.

В соответствии с этим, в составе Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения выделяют следующие географические районы Иркутской области: Братский, Усть-Илимский, Чунский, Тайшетский, Тулунский, Нижнеилимский, Усть-Кутский, Киренский и Казаченско-Ленский. В отдельных случаях (для специальных целей) может рассматриваться расширенный вариант Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения, включающий расположенный вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали Северо-Байкальский район Республики Бурятия.

На географической территории этих районов располагаются следующие муниципальные образования первого уровня (городские округа и муниципальные районы):

1) Муниципальное образование города Братска;

2) Муниципальное образование «Братский район»;

3) Муниципальное образование «город Усть-Илимск»;

4) Муниципальное образование «Усть-Илимский район»;

5) Чунское районное муниципальное образование;

6) Муниципальное образование «Тайшетский район»;

7) Муниципальное образование «Нижнеилимский район»;

8) Усть-Кутское Муниципальное образование;

9) Муниципальное образование «Киренский район»;

10) Муниципальное образование Иркутской области «Казачинско-Ленский район»;

11) Муниципальное образование «Северо-Байкальский район».

Территория Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения занимает более 30% территории Иркутской области, на которой проживает около 750 тыс. человек, что составляет около 30% населения Иркутской области.

Сегодня Северо-Иркутская территориально-производственная зона федерального значения как обособленный, территориально и экономически интегрированный субрегион Иркутской области существует только в планах. Необходимо предпринять значительные усилия по его формированию и обеспечению функционирования и развития. В первую очередь это усилия по правовому закреплению статуса субрегиона и созданию функционально обособленных органов управления. Для этого, в свою очередь, необходимо разработать и утвердить соответствующую Концепцию.

Концепция правового оформления и развития Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения должна основываться на следующих базовых методологических принципах:

1) реализация основных положений государственной политики в социально-экономического сфере с трансформацией их на местный уровень развития;

2) рассмотрение Северо-Иркутской территориально- производственной зоны федерального значения как территориально и функционально объединенную совокупность муниципальных образований, реализующих кластерный подход к развитию на основе межмуниципального сотрудничества и объединения бюджетных и иных ресурсов;

3)развитие системы муниципально-частного партнерства, обеспечивающей эффективное взаимодействие органов власти, хозяйствующих субъектов, вузов и организаций гражданского общества;

4) опережающая разработка проектов развития территорий и расположенных на них объектов хозяйственной деятельности с обеспечением возможности их включения в федеральные и субфедеральные программы;

5) интеграция методов целевого программного управления, бюджетирования, ориентированного на результат и территориального планирования, обеспечивающая возможность разработки и реализации интегрированных программных бюджетов муниципальных образований;

6) внедрение в практику муниципального управления методов оперативного управления (диспетчеризации) с исполнением программных бюджетов в недельном режиме;

7) в качестве теоретической основы целесообразно использовать муниципальный системный подход, предполагающий детальное структурирование объекта исследования (совокупности муниципальных образований) до уровня отраслевых объектов муниципальной деятельности (предприятий, организаций, учреждений) с привязкой к конкретным территориям – населенным пунктам;

8) построение детализированной структурной модели Северо- Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения, обеспечивающей адресность программных мероприятий и финансовых потоков с оценкой целесообразности (соответствия поставленным целям) и эффективности бюджетных расходов;

9) использование структурной модели Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения для формирования необходимой для разработки управленческих решений информационно-статистической базы по населению, природным ресурсам, транспортным и инженерным коммуникациям, производственным предприятиям и комплексам, обеспечивающей непрерывный мониторинг ситуации (ситуационный анализ);

10) использование структурной модели Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения для разработки и реализации вложенных целевых программ функционирования и развития объектов, отраслей жизнедеятельности, населенных пунктов, муниципальных образований с определением конкретных центров ответственности за полученные результаты (органов исполнительной власти).

Реализация названных принципов позволит своевременно создать эффективно действующую систему управления субрегионом, обеспечивающую возможность адресного привлечение бюджетных и иных инвестиций.