Студенческий инновационный центр "Малая Родина" Печать
sapojnikov

Руководитель - Сапожников Алексей Анатольевич (д.э.н., к.т.н., профессор, зав. кафедрой ГиМУ)

Адрес: 665709, Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск, ул. Макаренко 40, Братский государственный университет, 3 корпус, ауд. 3415

Тел.: (8-3953) - 32-54-62

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

График работы:

понедельник – пятница
с 8.00 до 17.00 для мужчин, с 8.00 до 16.12 для женщин;
обеденный перерыв с 12.00 до 13.00

О подразделении

В мае 2012 года получил официальный статус научно-исследовательской лаборатории в составе кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет» Студенческий инновационный центр «Малая Родина» (далее – Центр).

Фактически Центр действует с середины 2010 года. Его основной целью является разработка и участие в практической реализации на территории Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения (территория севера Иркутской области и западного участка Байкало-Амурской магистрали) научно-методического обеспечения Сибирского проекта «Малая Родина» по привлечению студентов вузов к участию в решении задач комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Сибирского федерального округа.

Центр стал эффективной организационной формой объединения учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся всех категорий в едином научно-образовательном процессе кафедры «Государственное и муниципальное управление». Он успешно реализует функции привития обучающихся навыков научно-исследовательской и научно-организационной деятельности, развития их творческого потенциала, обеспечения связи учебных курсов и научно-исследовательских разработок, производственной и предпринимательской деятельности кафедры «Государственное и муниципальное управление», в рамках выполняемых госбюджетных, хоздоговорных и иных работ под руководством ведущих специалистов кафедры «Государственное и муниципальное управление».

Центр осуществляет оказание инновационных услуг по научно-технологическому, информационному, консультационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Северо-Иркутской территориально-производственной зоны федерального значения.

Результаты научно-исследовательской и научно-методической деятельности Центра публикуются в научных журналах, представляются в форме докладов на научных конференциях, на конкурсах и выставках студенческих разработок.

Научным руководителем Центра является зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление» канд. техн. наук, докт. экон. наук А.А.Сапожников. Работой студенческих групп руководят ведущие преподавателями и сотрудники кафедры при прохождении производственных практик и курсовом проектировании. Тематика деятельности Центра продолжается и развивается в дипломных проектах, магистерских и кандидатских диссертациях.

Конкурс

Конкурс проектов развития территорий Сибирского федерального округа «Малая Родина»

Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе объявил о проведении окружного конкурса «Малая Родина» 2012 года (далее – Конкурс). Учредителем Конкурса являются Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение». Конкурс проходит при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Конкурс проводится в два этапа: региональный этап - ноябрь 2012 г., окружной этап – декабрь 2012 г. Региональный этап Конкурса в Иркутской области поручено провести Администрации муниципального образования города Братска и Братскому государственному университету.

Конкурс проводится в целях вовлечения представителей студенческих команд, вузов, местных сообществ и бизнеса в деятельность по социально-экономическому развитию муниципальных образований, налаживания межрегионального взаимодействия по распространению лучших практик по вовлечению молодежи в решение задач развития территорий.

Проведение конкурса направлено на решение задач:

- содействия органам местного самоуправления в раскрытии и эффективном использовании потенциала территорий, формировании «точек роста» и позитивного имиджа территорий;

- создания условий для поддержки инициатив студентов, а также их дальнейшего профессионального продвижения;

- повышения эффективности профессионального образования за счет внедрения новой системы практикоориентированной подготовки специалистов, учитывающей потребности социально-экономического развития сибирских территорий;

- подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, частного сектора экономики Сибири.

В Конкурсе имеют право принимать участие:

- студенческие команды учреждений высшего и среднего профессионального образования Сибирского федерального округа (конкурс студенческих команд);

- творческие коллективы, осуществляющие работу со студентами в вузах сибирского федерального округа (конкурс среди вузов);

- органы местного самоуправления, межрегиональные проектные коллективы, а также коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых на территории муниципального образования соответствует целям конкурса (конкурс среди муниципальных образований).

Участники Конкурса имеют право подачи заявки только в одну из номинаций Конкурса.

Заявки студенческих команд могут быть представлены в трех номинациях:

- «История успеха» (модельные проекты, позволяющие распространять опыт решения проблем на другие территории);

- «Эффективное решение» (реализуемы проекты, имеющие существенное влияние на развитие муниципального образования);

- «Инновационный подход» (проектные решения на этапе разработки, содержащие новые методы работы).

Заявки творческих коллективов вузов могут быть представлены в номинации «Новые возможности» (лучшая модель организации практико-ориентированного обучения через вовлечение студентов в проектную работу на базе муниципальных образований, включение данной модели в стратегию развитию вуза).

Заявки от представителей муниципальных образований могут быть представлены в номинации «Территории развития» (включает механизм определения задач для студентов и систему адаптации проектных команд, включение проектов в программу развития муниципального образования, вовлечения местных и профессиональных сообществ, бизнеса в формировании и реализацию проектов).

Представляемые на конкурс заявки должны быть направлены на решение задач хотя бы в одной из четырех сфер: развитие бизнеса, внедрение эффективных методов работы в управление территорией, решение социальных проблем, продвижение территории.

Подробная информация о Конкурсе размещается на интернет – сайтах: www.sibfo.ru и www.sibacc.ru, а также на интернет – ресурсах партнеров Конкурса.

Дополнительно

Система участия студентов вузов в решении задач комплексного социально-экономического развития муниципальных образований

Основные положения. В начале марта 2010 года полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе А.В.Квашнин на видеосовещании с руководителями входящих в состав округа субъектов Российской Федерации поручил приступить к созданию системы участия студентов вузов в решении задач комплексного социально- экономического развития муниципальных образований. В основном это относится к удаленным и слабоосвоенным муниципальным районам и находящимся на их территории городским и сельским поселениям. Сегодня в субъектах Сибирского федерального округа имеются 77 муниципальных образования со статусом городского округа и 320 муниципальных района, на территории которых располагаются 259 городских поселений и 3530 сельских поселений.

Идея создания такой системы продиктована, в первую очередь, дефицитом подготовленных территориальных кадров для реализации долгосрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований, стартовый вариант которых разработан и начал выполняться во всех муниципальных образованиях Сибирского федеральном округе с 2008 года. В то же время в 12 субъектах Сибирского федерального округа сегодня обучается более 886 тыс. студентов государственных и более 87 тыс. студентов негосударственных вузов.

Приведем «в подлиннике» ряд основополагающих положений, высказанных на, названном выше, видеосовещании и отражающих существо идеи:

1) «Подготовка профессиональных кадров – задача не только образовательного учреждения. В большей степени это задача главы каждого муниципального образования, руководителя хозяйствующего субъекта – без их участия ее качественное решение невозможно»;

2) «Глава района как никто другой должен быть заинтересован в привлечении дополнительных ресурсов к решению вопросов развития и обустройства вверенного ему муниципального образования. … Сегодня главам местного самоуправления необходимо переосмыслить организацию работы в этом направлении, по-новому посмотреть на свою территорию, свои будущие кадры»;

3) «Образовательные учреждения и администрации муниципальных образований должны двигаться навстречу друг другу в решении этой задачи. … Задача учебного заведения – сформировать группы студентов по месту постоянного жительства до поступления в вуз, определить руководителей из числа преподавателей, согласовать сроки и условия прохождения производственных практик с главой муниципального образования. Пересмотреть учебные планы, темы курсовых и дипломных работ с позиции их практической направленности на решение задач социально-экономического развития территорий»;

4) «Важно привлечь к работе молодежные общественные организации - студенческие землячества, союзы, молодежные парламенты. Развернуть их от игры в политику к конкретным проектам, требующим решения на земле, где они живут».

Положительные последствия создания системы. Общий анализ идеи позволяет найти целый ряд производных положительных последствий ее реализации в различных сферах территориальной социально-экономической деятельности. Основными из них являются:

1)укрепление связей в системе «Территория – Власть – Бизнес – Образование», что, в свою очередь имеет множество положительных последствий (формирование осмысленной муниципальной кадровой политики; целевой заказ специалистов и обеспечение набора в вузы; целевая реструктуризация системы вузовских образовательных программ; приближение образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов к решению практических задач; территориальная ориентация вузовской подготовки и др.);

2)возможность решения проблемы практической подготовки студентов (возможность реализации творческого потенциала студентов; организации производственных и преддипломных практик; предоставление хотя бы частично оплачиваемых рабочих мест; заинтересованное участие работодателей в организации полноценных студенческих практик; повышения общего уровня профессиональной подготовки студентов и др.);

3)возможность решения проблемы трудоустройства выпускников и компенсации бюджетных средств на их подготовку (использование трудового потенциала студентов уже в период обучения; привлечение студентов на их «малую родину»; актуализация системы целевой договорной подготовки с последующим трудоустройством и обязательным периодом работы и др.);

4)возможность более активного привлечения Населения к участию в решении проблем территории (заинтересованное взаимодействие Власти и Населения; привлечение родителей и общественных организаций; создание условий , материальное и моральное стимулирование Населения к развитию территории проживания; усиление профориентационной и территориально-патриотической работы в школах и др.).